Июль 2018

№ 7-2018

В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ

УДК 665

Новый вектор развития нефтяной отрасли___________4-12

Ключевые слова: потребление энергоносителей, электромобили, эволюция двигателей, изменение тенденций в нефтеперерабатывающей промышленности, возможности роста нефтехимии.

Аннотация. Большая часть добываемой в мире нефти направляется на выпуск моторных топлив, и предстоящая реорганизация рынка транспортных коммуникаций заставляет аналитиков пересмотреть технологическую основу и экономику нефтепереработки. Новые тенденции в изменении рынка углеводородов могут существенно скорректировать ежегодные балансы потребления сырой нефти, как в нефтепереработке, так и в нефтехимии.

Поэтому уже сейчас, с учётом новых тенденций, необходимо продумать новое направление развития нефтяной отрасли, а именно перепрофилирование действующего оборудования НПЗ с доминантного получения моторных топлив (бензинов, дизельных топлив, авиакеросинов) на производство нефтехимического сырья.

Авторы ЛЕВИНБУК Михаил Исаакович, д-р техн. наук – главный научный сотрудник ИНХС РАН им. А.В. Топчиева, действительный член РАЕН

Институт нефтехимического синтеза Российской Академии наук [ИНХС РАН] им. А.В. Топчиева, Москва, Россия

МИТЯГИН Валерий Александрович, д-р техн. наук, проф. – учёный секретарь

ГЛАГОЛЕВА Ольга Фёдоровна, д-р техн. наук – главный специалист отдела инжиниринга в нефтепереработке АО «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» [ВНИИ НП], Москва, Россия

НЕФТЕПРОДУКТЫ: технологии, инновации, рынок

Опыт компании «ЛУКОЙЛ» в производстве высококачественных битумных материалов___________________13-20

Ключевые слова: битум нефтяной, ПБВ, ПАО «ЛУКОЙЛ».

Аннотация. Показан практический опыт компании «ЛУКОЙЛ» в области исследований и
разработки битумных материалов. Технологический потенциал НПЗ «ЛУКОЙЛ» позволяет производить высококачественные вяжущие материалы, которые могут удовлетворить актуальные потребности битумного рынка и в итоге обеспечить улучшение качества и повышение долговечности дорожных покрытий страны.

Авторы: ПИСКУНОВ Иван Васильевич – инженер-разработчик, Управление научно-технического развития E-mail: Ivan.Piskunov@lukoil.com

ЗВЕРЕВА Ульяна Георгиевна, канд. хим. наук – начальник отдела разработки и постановки на производство битумных материалов

БЕЛОКОНЬ Николай Юрьевич, канд. хим. наук – руководитель группы технологического
развития производства

ОБУХОВ Александр Геннадьевич – начальник научно-исследовательского центра

ТРУШИН Евгений Андреевич – заместитель начальника научно-исследовательского центра

РОГОВ Василий Анатольевич – начальник управления продаж битумных материалов

ПОПОВ Сергей Михайлович – старший менеджер отдела технического сопровождения продаж битумов

ООО «ЛЛК-Интернешнл», Москва, Россия


УДК 66-963

Обзор вариантов снижения содержания бензола в риформатах_____21-24

Ключевые слова: каталитический риформинг, бензол, бензолсодержащие фракции,
риформат, бензин, ароматические углеводороды.

Аннотация. Приведен обзор различных способов снижения содержания бензола в
риформате с целью улучшения экологических характеристик товарного бензина. Рассмотрены основные направления: предфракционирование сырья и постфракционирование риформата, а также их достоинства и недостатки.

Авторы ГАНУС Анна Игоревна – магистрант

АБДУЛЬМИНЕВ Ким Гимадиевич, д-р техн. наук – профессор кафедры «Технология нефти и газа»

БУЛАТОВ Денис Фанисович – магистрант

МУХУТДИНОВА Эльнара Камильевна – магистрант

РАЗИНА Анастасия Владимировна – студентка бакалавриата

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» [УГНТУ], Россия

УДК 66-963

Исследование и разработка технологии ароматизации углеводородов с вовлечением остаточной фракции риформата в исходное сырьё____24-26

Ключевые слова: каталитический риформинг, ароматические углеводороды, риформат, бензин, бензол, толуол, ксилол, водород, катализатор.

Аннотация. Приведены сведения по технологии ароматизации углеводородов с
добавлением остаточной фракции риформата в традиционное сырьё каталитического риформинга.

Авторы БУЛАТОВ Денис Фанисович – магистрант

АБДУЛЬМИНЕВ Ким Гимадиевич, д-р техн. наук – проф. кафедры «Технология нефти и газа»

БАБАЕВ Никита Михайлович – магистрант

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» [УГНТУ], Россия

МЕТОДЫ АНАЛИЗА НЕФТИ и НЕФТЕПРОДУКТОВ

УДК 665.772

Современные проблемы оценки качества нефтяных твёрдых парафинов (ГОСТ 23683-89)____27-30

Ключевые слова: стандарты качества ГОСТ 23683-89 (Россия), FDA 172.886 (США), RAL-GZ 041 (Германия), GB/T 4985 (Китай), нефтяные твёрдые парафины, групповой химический и фракционный состав парафинов.

Аннотация. Рассмотрены особенности производства нефтяных твёрдых парафинов по
ГОСТ 23683-89. Проведен анализ требований к качеству парафинов, изложены проблемы и недостатки используемых методов исследования. Представлено сравнение современных экологических и технических требований, методик и методов оценки качественных характеристик нефтяных парафинов, выпускаемых в РФ и за рубежом в соответствии с действующими стандартами. Изложены предложения о необходимости внесения изменений в ГОСТ 23683-89 как в отношении требований к качеству, так и методов их оценки, даны рекомендации по выделению в отдельные стандарты парафинов в зависимости от степени их очистки и физико-химических свойств.

Авторы: МАХИН Дмитрий Юрьевич, канд. техн. наук – старший преподаватель кафедры «Технологии переработки нефти»

КАПУСТИН Владимир Михайлович, д-р техн. наук, проф. – заведующий кафедрой «Технологии переработки нефти»

КОШЕВОЙ Виктор Олегович – инженер кафедры «Технологии переработки нефти»

Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, Москва, Россия


ХИММОТОЛОГИЯ

УДК 001.891:[665.6/.7]

Моделирование процесса образования высокотемпературных отложений при сгорании топлив в условиях дизеля_______31-41

Ключевые слова: дизельные топлива, сгорание топлив в условиях дизеля, образование высокотемпературных отложений в двигателе.

Аннотация. Моделирование процесса образования высокотемпературных отложений при сгорании топлив в условиях дизеля выполнено на основе известных в химмотологии
закономерностей и включает построение структурно-функциональной, физической (условий) и математической моделей процесса. Моделирование позволяет не только качественно изучать процесс образования отложений, но и прогнозировать их количество в дизеле с учётом влияния состава и условий применения топлив. Моделирование убедительно показывает, что масса отложений, полученная в одних конкретных условиях, не может являться достаточным показателем для характеристики склонности топлив к образованию отложений в условиях двигателя.

Авторы: ПИМЕНОВ Юрий Михайлович, д-р техн. наук, проф. – ведущий научный сотрудник

УЛИТЬКО Александр Васильевич, канд. техн. наук – заместитель начальника института по научной работе

ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», Москва

УДК 621.665.629

Интерпретация состояния загущенного масла с позиции классической механики______42-43

Аннотация. Показана возможность приложения законов классической механики для
описания поведения загущенных масел как неньютоновских растворов. Аргументированное перенесение механических принципов на нетипичные системы открывает широкие перспективы в анализе их состояния, объясняя одновременно особенности поведения таких систем под влиянием внешних воздействий.

Авторы: ЛАШХИ Вадим Левонович, д-р техн. наук

ЧУДИНОВСКИХ Алексей Леонидович, д-р техн. наук – директор АО фирма «НАМИ-ХИМ», Москва, Россия

БОЙКОВ Дмитрий Викторович, канд. техн. наук – ведущий специалист экспериментального цеха

ПАО «Автодизель» [ЯМЗ], Ярославль, Россия

КОНФЕРЕНЦИИ. СЕМИНАРЫ. ВЫСТАВКИ

Доживём – увидим / Пост-релиз десятой международной конференции «Моторные топлива 2018»__________________44-46

МАТЕРИАЛЫ АССОЦИАЦИИ НЕФТЕПЕРЕРАБОТЧИКОВ и НЕФТЕХИМИКОВ

Выписка из Протокола № 140 заседания Правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков от 17 мая 2018 года / Темы – состав и физико-химические свойства конденсата Ачимовских отложений; Западные нормы в проектировании и строительстве объектов нефтепереработки и нефтехимии______47-48

7_2018

IN SIGHT

Levinbuk M.I., Mityagin V.A., Glagoleva O.F.

A new vector of development of the oil industry______4-12

Keywords: energy consumption, trends, electric vehicles, evolution motors, changing trends in the refining industry, growth opportunities petrochemicals

Abstract. Most of the oil produced in the world is directed to the production of motor fuels, and the upcoming reorganization of the transport communications market forces analysts to revise the technological basis and the economy of oil refining. New trends in carbon market can significantly affect the annual balance of consumption of crude oil in the refining and petrochemical industries. Therefore, it is necessary now, taking into account these new trends, to consider a new direction for the development of the oil industry, namely the reprofiling of the existing equipment of the refinery from the
dominant production of motor fuels (gasoline, diesel fuels, jet fuel) to the production of petrochemical raw materials.

A.V. Topchiev Institute of petrochemical synthesis Russian Academy of Sciences, Moskow; All-Russian Scientific-Research Institute for Petroleum Processing JSC [VNII NP], Moscow

PETROLEUM PRODUCTS: technology, innovation, market

Piskunov I.V., Zvereva U.G., Belokon’ N.Yu., Obukhov A.G., Trushin E.A., Rogov V.A., Popov S.M.

The experience of the “LUKOIL” company in the production of high quality bitumen materials_____13-20

Keywords: bitumen, PMB, «LUKOIL».

Abstract. An article describes practical experience of LUKOIL company in the field of research and development of bituminous materials. LUKOIL refineries have the potential to produce high-quality binders to meet the current needs of the bitumen market and ultimately to improve the quality and durability of road pavements in Russia.

“LLK-International” [«LUKOIL»], Moscow

Ganus A.I., Abdul’minev K.G., Bulatov D.F., Mukhutdinova E.K., Razina A.V.

Ways to reduce the benzene content in the reformates____________21-24

Abstract. The process of catalytic reforming is one of the most demanded processes for obtaining automobile fuel in the Russian Federation. However, reforming gas contains a large amount of aromatic hydrocarbons (up to 70%), including benzene (2-7%), which does not meet the requirements of the current norms of the Technical Regulations of the Customs Union (TR TS 013/2011) in Russia, the content of aromatic hydrocarbons in commercial gasolines should not be more than 35%, including the benzene content — not more than 1%. This is the main problem of this process at present. One of the options for reducing benzene content in reforming gasoline is the preliminary preparation of raw materials — removal of benzene precursors. Combined reforming, removal of benzene by fractionation of the reformate with the isolation of the benzene-toluenexylene fraction, reduction of the benzene content in the reformates by preliminarily alkylating with olefins, removal of the HC-85°C fraction from
the reforming feedstock, followed by hydroisomerization, and the isolation and hydroisomerization of the benzene-containing reformate fraction can also be used. Today, there are many options for reducing benzene. It is necessary to take into account their advantages and disadvantages for the optimal selection of process technology.

Ufa State petroleum technological university, Russian Federation

Bulatov D.F., Abdul’minev K.G., Babaev N.M.

Research and development of the technology of aromatization of hydrocarbons with the involvement of the residual fraction of reformate in the feedstock_24-26

Abstract. The paper contains information on the study of the technology of aromatization of hydrocarbons with the addition of the residual reformate fraction to the traditional catalytic reforming feedstock.

Ufa State petroleum technological university, Russian Federation

ANALYTIC METHODS for OIL and PETROLEUM PRODUCTS

Makhin D.Yu., Kapustin V.M., Koshevoy V.O.

Modern problems of the petroleum paraffin wax essestment (GOST 23683-89)27-30

Keywords: quality standards GOST 23683-89 (Russia), FDA 172.886 (USA), RAL-GZ 041
(Germany), GB / T 4985 (China), petroleum paraffin wax, group chemical composition, fractional composition.

Abstract. The article considers the production of petroleum paraffin waxes according to GOST 23683-89. The analysis of requirements to the quality of paraffin waxes is carried out, the problems and outlook of the methods of research are described. The comparison of modern ecological and technical requirements, methods of assessing the qualitative characteristics paraffin waxes (produced in Russia and abroad) in accordance with the current standards is presented. Suggestions are made on the need to amend GOST 23683-89 both with respect to quality requirements and methods for their evaluation, recommendations on the classification of paraffin waxes into the separate standards depending on the degree of their purification and the physic-chemical properties are given.

I.M. Gubkin oil and gas university [National research university], Moscow

CHEMMOTOLOGOS

Pimenov Yu.M., Ulit’ko A.V.

Process modeling of high-temperature deposit formation by diesel fuel combustion____31-41

Keywords: Diesel fuels, combustion, high temperature deposit formation, methods of study, diesel, similarity, modeling, experiment, integral estimate.

Abstract. The article presents current issues of development of theory of modeling for
chimmotology process including the high-temperature deposit formation in a diesel combustion chamber conditioned by the impersonal lack of formalization of the diesel fuel variables effect in describing the procedures directly influencing the engineering reliability during the fuel combustion in engines. The process modeling for high-temperature deposit formation during diesel fuel combustion is carried out
by the authors based on the familiar chimmotology regularities and includes the construction of the structural and functional, physical and mathematical process models. It was suggested to create a physical model of the diesel cylinder for the quantitative modeling of high-temperature deposit formation process. This will ensure temperature and kinetic condition similarity of the fuel ignition and formation of non-
complete combustion products with the regard of the self-dependent assignment and key factors variation, which determine the high-temperature deposit formation process within the limits corresponding to the actual magnitudes in the engine. On the basis of mathematical modeling for deposit formation process as per the results of the active
experiment to investigate the response surface and to test the fuel in the physical model, the authors obtained the algorithmic regularities of correlation between the fuel composition, conditions of its application in diesel engines and the results of high-temperature deposit formation process as multifactor non-linear regression models. The results of the modeling allow us to imagine the potential tendency of the fuel to the deposit formation through the whole area of condition factors variation as a generalized
factor (integral estimate) of the property to the high-temperature deposit formation. The authors show lack of uniqueness of the chemicals impact, which are included in the additive composition intended fsimior the diesel fuels, on the high-temperature deposit formation at the various conditions of the fuel combustion in an engine. The modeling indicates strongly that the deposit mass, received under one set of conditions, and cannot be the only and sufficient factor for characterizing the fuel property for deposit formation within the whole range of engine operation modes. Thus, the conclusion obtained during modeling about the depressor impact on the deposit formation quantity (increasing the fuel deposit formation level) qualitatively coincide with the information widely known in chimmotology and admit to quantitatively justify the need for application the ignition promoters in fuels containing the depressor additives. Application of the suggested approach for modeling of the chimmotology processes admits not only to thoroughly study the deposit formation process in a diesel engine, but also to predict the result of application of any experiment type of diesel fuels, which have various chemical compositions to be used in the equipment under actual operating conditions.

Federal Autonomous Enterprise “The 25th State research institute of himmotology,

Ministry of Defence of RF”, Moscow

Lashkhi V.L., Chudinovskikh A.L., Boykov D.V.

Interpretation of the state of the condensed oil from the position of classical mechanics______42-43

CONFERENCES. SEMINARS. EXHIBITIONS

We’ll see / Post-release of the 10th international conference «Motor fuels 2018»_______44-46

MATERIALS of the PETROCHEMICAL and REFINERS ASSOCIATION

Extracts of the protocol #140 of ANN board meeting of 17.05.2018 / Subject – composition and physico-chemical properties of condensate of Achimov fields; Western norms in design and construction of oil refining and petrochemical_____47-48